Будь в себе уверен!
1. Если вы хотите в чем-либо отказать, скажите собеседнику ясно и однозначно «нет»; объясните, почему вы отказываете, однако не извиняйтесь слишком долго.
2. Отвечайте без паузы, быстро, насколько это возможно.
3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.
4. Просите объяснить, почему вас просят о чем-либо, чего вы не хотите делать.
5. Смотрите на человека, с которым вы разговариваете. Следите за его невербальным поведением: какие признаки неуверенности (руки около рта, бегающие глаза и т.п.) присутствуют в поведении партнера.
6. Если вы злитесь, то дайте понять, что это касается поведения партнера, но не затрагивайте его (ее) как личность.
7. Если комментируете поведение собеседника, используйте речь от первого лица – местоимение «я»: «Если ты ведешь себя таким образом, то я чувствую себя так-то и так-то...» По возможности предложите ему альтернативные способы поведения, которые будут лучше вами восприняты.
8. Хвалите тех (и себя в том числе), кто, по вашему мнению, вел себя уверенно (независимо от того, достигнута цель или нет).
9. Не упрекайте себя, если были неуверенны или агрессивны. Попытайтесь выяснить, в какой момент вы сбились с правильного пути и как можно поступить в будущем в подобных ситуациях. Плохие привычки быстро не исчезают, новые навыки не падают с неба.
9 путей почувствовать себя лучше
Кажется, что печаль не имеет границ, кажется, ничего хорошего уже не произойдет, чувствуешь усталость, часто раздражаешься. Плохая новость заключается в том, что подобные состояния тебе еще не раз доведется испытать в жизни. Хорошая новость в том, что когда выберешься, приобретешь ценный опыт: станешь сильнее и будешь легче преодолевать трудности. И ещё – есть советы, которые помогут тебе восстановить уверенность в себе и жизнерадостность, – это гарантируем.
1. Опиши на бумаге то, что с тобой происходит в третьем лице, – так, словно это случается с кем-то другим. Говори о себе «он» или «она» и попытайся быть как можно объективнее. Когда закончишь описывать проблему, придумай и законспектируй ее возможное решение – словно оно само собой вытекает из истории. И не забудь про хэппи-энд!
2. Найди людей, которым ты по душе, и тусуйся с ними. Если твоя бабушка всегда заставляет тебя чувствовать так, словно ты лучший ребенок на свете и заслуживаешь любовь и удачу, сходи к ней в гости или позвони. Наши лучшие друзья часто напоминают нам, что мы много для них значим. Пойди, найди их и устрой им курсы повышения квалификации, чтобы они растолковали тебе, в чем же твоя уникальность и гениальность.
3. Создавай и твори. Вырази себя. Расскажи миру, что ты действительно чувствуешь, через произведение искусства. Или напиши об этом песню. Или собери картинки, которые расстраивают тебя, и сделай из них коллаж. Вывеси свою работу так, чтобы твои родители или друзья поняли, через какие эмоции ты проходишь. Может быть, кто-то испытывает аналогичные чувства.
4. Помоги тому, кому хуже, чем тебе. Если никто не приходит в голову, значит, ты плохо думал. Где-то кому-то нужна твоя помощь. Когда ты ему поможешь, тебе внезапно станет лучше. Почему? Потому что, когда ты что-то отдаешь, это говорит о том, что тебе есть чем делиться. Помощь другому сделает тебя богатым!
5. Смени обстановку. Посмотри на небо ночью, созерцай звезды. Или посмотри наверх, на дерево, и попытайся представить, сколько ему лет и сколько на нем листьев. Ты увидишь, насколько мир огромен, намного огромнее, чем ты и твоя маленькая проблема. Тебе напомнят, что планета существует уже давным-давно и что ты вряд ли являешься единственным человеком, познавшим эту проблему. Каким-то образом планета смогла выжить, сможешь и ты.
6. Помолись. Ты можешь произносить религиозные молитвы или слагать свои желания в стихи и повторять их каждый день. Молитвы – это желания, которые мы выражаем с помощью сердца. Они обладают огромной силой.
7. Прочитай книгу, которую ты любишь, которая напоминает тебе о мире, где ты бы хотел(а) жить. Знай, что когда ты открываешь книгу, ты открываешь свое сердце. Прочитай Книгу, которую будет любить твое сердце.
8. Сочиняй музыку. Тебе не нужно придумывать песню, петь ее или даже мурлыкать себе под нос. Ты можешь связаться со своей древней сущностью, изначальным «я», производя ритмичные звуки, которые бы выражали, что ты чувствуешь. Даже если твоя «песня» рождена крышками от чайников вместо цимбал. Или покричи. Подумай о «музыке», которую ты создаешь. О чем она?
9. Посмотри в лицо тому, что заставляет тебя чувствовать себя ужасно. Составь список. Затем запиши, что ты должен сделать, чтобы решить твою проблему. Затем сделай только одну вещь из этого списка.
ЖИВИ ЗДОРОВЫМ И СЧАСТЛИВЫМ!
ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ КАК БРОСИТЬ КУРИТЬ
1. Решительно настройся бросить курить, подумай о своем настоящем и будущем, а также о любимых и окружающих тебя людях, страдающих от твоей зловредной привычки.
2. Назначь дату, когда бросишь курить, и выполни свое намерение – почувствуй себя человеком слова, гордись собой. Не тяни: чем быстрей, тем лучше.
3. Лиши себя дополнительных соблазнов – решительно разломай все сигареты в доме.
4. До тех пор пока не отвыкнешь курить, избегай мест, где много курящих. Найди себе новых знакомых – некурящих и осознающих весь вред курения.
5. Отложи деньги, которые обычно тратишь на сигареты, и купи подарок любимому человеку.
6. Когда желание покурить гложет тебя, жуй жевательную резинку (без никотина) или ешь мятные конфеты.
7. Вместо того чтобы взять сигарету, пей воду и фруктовые соки. Жидкости очищают организм.
8. Займись физкультурой, в пределах своих физических возможностей. Тебя порадует, что состояние твое улучшается.
9. Читай добрые и умные книги. Они поднимут твой дух, на новую, более высокую и интересную ступень жизни.
10. Осознай, что табак (как и алкоголь) является оружием против человека. Отнесись критически к рекламам сигарет, поразмышляй над их поверхностным, лживым и подлым содержанием.
НЕ ОЖИДАЙ ЧУДА – ДЕЙСТВУЙ!
НЕ ДАЙ УБИВАТЬ СЕБЯ! ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ КАК БРОСИТЬ КУРИТЬ
1. Решительно настройся бросить курить, подумай о своем настоящем и будущем, а также о любимых и окружающих тебя людях, страдающих от твоей зловредной привычки.
2. Назначь дату, когда бросишь курить, и выполни свое намерение — почувствуй себя человеком слова, гордись собой. Не тяни: чем быстрей, тем лучше.
3. Лиши себя дополнительных соблазнов — решительно разломай все сигареты в доме.
4. До тех пор пока не отвыкнешь курить, избегай мест, где много курящих. Найди себе новых знакомых — некурящих и осознающих весь вред курения.
5. Отложи деньги, которые обычно тратишь на сигареты, и купи подарок любимому человеку.
6. Когда желание покурить гложет тебя, жуй жевательную резинку (без никотина) или ешь мятные конфеты.
7. Вместо того чтобы взять сигарету, пей воду и фруктовые соки. Жидкости очищают организм.
8. Займись физкультурой, в пределах своих физических возможностей. Тебя порадует, что состояние твое улучшается.
9. Читай книги духовно-нравственного содержания, например, книги великой семьи Рерихов и сопутствующую им литературу. Они очистят твою душу и поднимут твой дух к Свету, на новую, более высокую и интересную ступень жизни.
10. Не дай одурачить себя. Осознай, что табак (как и алкоголь) является оружием темных сил. Не дай убивать себя! Отнесись критически к рекламам сигарет, поразмышляй над их поверхностным, лживым и подлым содержанием.
НЕ ОЖИДАЙ ЧУДА — ДЕЙСТВУЙ!
8 способов улучшить твою память
1. Используй свое воображение. Исследования показали, что ты легче запоминаешь информацию, когда используешь обе половинки мозга. Левую сторону, которая контролирует логику, речь, списки и номера, и правую сторону, которая отвечает за ритм, фантазию, цвета и духовное знание. Используя воображение для создания визуальных связей, ты будешь учиться легче. Например, если ты хочешь помнить о том, чтобы прийти домой вовремя, подумай об огромном часовом циферблате, смотрящем в твое лицо. Или соединяй вещи вместе, чтобы создать историю, которая поможет тебе запомнить список покупок. Например: «Зеленая (салат) корова (молоко) съела бутерброд (хлеб и колбаса) на луне (сыр)».
2. Составляй словосочетания из первых букв слов для запоминания списков. Например, чтобы запомнить названия всех Великих озер, подумай о мексиканце ГОМЕСе: Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Супериор.
3. Чтобы запомнить длинные номера, раздели их на группы из меньшего количества цифр и постарайся придумать ассоциации для каждого номера.
Например, 186, 663, 410 становится 18 (возраст совершеннолетия), 666 (число дьявола), 34 (возможно, номер твоего дома), 10 (возраст твоей сестры).
4. Для запоминания дат ассоциируй их с теми датами, которые тебе уже известны. Например, 6 апреля – может быть четыре дня после твоего дня рождения. 25 ноября – католическое Рождество минус один месяц. Год 1519 можно сложить из возраста людей, которых ты знаешь (конечно, эти числа будут в силе только год).
5. Произнеси это вслух. Проще запоминать материал, который ты воспринял на слух. Попробуй обсудить предмет громко вслух. Или запиши информацию на диктофон и слушай запись перед сном. Самый лучший способ запомнить что-либо – это научить кого-нибудь этому. Если никого из друзей поблизости нет, попробуй научить свою собаку, мягкого мишку или зеркало.
6. Придумывай рифмы. Например, чтобы запомнить названия русских падежей, существует стишок: «Иван (Именительный), Родил (Родительный), Девчонку (Дательный), Велел (Винительный), Тащить (Творительный), Пеленку (Предложный)». А для запоминания цветов радуги есть другая поговорка: «Каждый (Красный) Охотник (Оранжевый) Желает (Желтый) Знать (Зеленый), Где (Голубой) Сидит (Синий) Фазан (Фиолетовый)».
7. Занеси все свои записи в компьютер. Когда ты будешь набирать текст записей, ты невольно будешь погружен в мысли о нем. Так ты долго не забудешь материал.
8. Запиши все на бумажки, и пусть они висят на стенах твоей комнаты или кухни, пока ты не запомнишь материал.
12 продуктов, которые полезно есть перед экзаменом
Эта пища не сделает тебя умнее, но, как показали исследования, эти вещества помогут тебе оставаться внимательным, в то время как углеводы (конфеты, хлеб, сахар) имеют тенденцию усыплять и успокаивать.
1. Рыба
2. Куриные окорока
3. Сливки
4. Низкокалорийный йогурт
5. Нежирное мясо
6. Орехи, особенно арахис
7. Капуста брокколи
8. Яблоки
9. Груши
10. Персики
11. Грейпфруты
12. Виноград
Советы тому, кто хочет получать хорошие оценки на экзаменах
Экзамен для поступления, тест для приема на работу, экзамены, чтобы сдать другие тесты. Это когда-нибудь кончится? Ответ: нет. Поэтому учись сдавать тесты. Вот несколько полезных советов.
1. Когда готовишься к экзамену, просмотри весь материал, а потом перечитай все заново. Подчеркивай или выделяй маркером важные моменты. Обводи слова, значение которых тебе неясно. Когда ты будешь повторять материал в последний раз, обрати особое внимание на эти термины.
2. Никогда не начинай готовиться в последнюю минуту, тебе грозит паника. Лучше всего взяться за учебу за два дня. Вечером накануне повтори материал и хорошенько выспись.
3. Раздели материал для подготовки к экзамену на две части и объединись с другом. Занимайтесь каждый сам по себе, но встретьтесь за несколько дней до теста, чтобы по очереди опросить друг друга. Учиться с друзьями – это хорошая идея, но при условии, что вы все-таки учитесь.
4. Переговори с учителем за несколько дней перед экзаменом. Скажи, что ты хочешь знать точно, что сфокусировался на нужном материале.
6. Хороший способ выучить что-либо – это воспринять информацию на слух. Прочти свой учебник вслух себе или другу.
7. В ночь накануне экзамена, прежде чем ты заснешь, «сфотографируй» важный материал у себя в голове. Это как раз то время, когда твой ум наиболее открыт для восприятия. Ты будешь приятно удивлен своими способностями к запоминанию.
8. Твоему мозгу необходимо правильное питание. Перед экзаменом съешь хороший завтрак, особенно если экзамен предстоит утром, а если в полдень – не употребляй много углеводов на обед. Просмотри список того, что нужно есть перед экзаменом, который приводится ниже.
9. Приготовь все, что тебе может потребоваться во время экзамена,– ручки и карандаши, линейку и калькулятор, если это разрешается. Возьми с собой часы, чтобы рассчитать время.
10. Носи удобную одежду. Тебе будет проще сосредоточиться на тесте, если ты не будешь чувствовать себя стесненным.
11. Прежде чем войти в аудиторию для сдачи, найди тихое место и повтори материал снова.
12. Приди к аудитории заранее, чтобы ни в коем случае не опоздать. Не садись рядом с друзьями, которые могут отвлекать тебя.
13. Если сдаёшь тест, читай инструкцию медленно и тщательно. Убедись, что все страницы на месте. Если тебе что-то непонятно, лучше спроси сразу. Неизвестно, будет ли у тебя достаточно времени для того, чтобы сидеть и гадать.
15. Чтобы справиться с волнением, дыши глубже и попробуй представить себя выходящим из аудитории, когда работа уже окончена. Подумай о том, какое облегчение ты испытаешь.
16. Сначала ответь на простые вопросы. Это поможет тебе почувствовать себя увереннее. Если ты не можешь ответить на вопрос, поставь знак вопроса на полях и переходи к следующему заданию. Ты вернешься к затруднительным вопросам позже.
19. Если в тесте даются варианты ответов, всегда старайся сначала ответить самостоятельно. Потом прочти предложенные варианты и вычеркни те ответы, которые точно неверны.
20. Если тебе требуется написать небольшое сочинение на заданную тему, сначала набросай план ответа на черновике. Пусть основная мысль будет заложена уже в первом предложении.
21. Если ты перед экзаменом заучил множество деталей, формул или правил, запиши их (в весьма сокращенном виде) на черновике, как только начнется экзамен, чтобы не держать их в голове и не забыть от волнения.
12 УПРАЖНЕНИЙ,
УЛУЧШАЮЩИХ РАБОТУ МОЗГА
Твой мозг, так же, как и другие части тела, нуждается в тренировке для того, чтобы хорошо функционировать. Вот какими способами ты можешь улучшить мозговую деятельность:
1. Представь себе свою квартиру. Нарисуй в воображении план расположения комнат. А теперь попытайся реорганизовать пространство так, чтобы твоя квартира приобрела новый вид.
2. Припомни, сколько окон в твоем доме. А сколько дверей? Стульев?
3. Повтори скороговорки.
4. Прочти статью в газете и постарайся сообщить три новых факта тем, с кем ты будешь общаться в этот день.
5. Придумай новый финал для своего любимого фильма или книги.
6. Запиши слово, состоящее не менее чем из 15 букв, и составь из него как можно больше коротких слов.
7. Выучи стихотворение.
8. Сделай копию кроссворда. Реши кроссворд и засеки время, которое потратишь на его решение. Когда закончишь, постарайся как можно быстрее заполнить вторую копию.
9. Прочти инструкцию к компьютерной программе, а затем употреби свои знания, используя воображаемый компьютер.
10. Запиши 5 утверждений в поддержку того, во что ты веришь (к примеру – в поддержку свободы слова или любви с первого взгляда). А затем против каждого утверждения в защиту, напиши противоположное высказывание.
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Слово «экзамен» у большинства людей вызывает неприятное чувство. Между тем любому человеку, чтобы получить высшее образование приходится сдавать не меньше сотни экзаменов и зачётов. А если он ещё учился в музыкальной школе. Поступал в институт несколько раз, повышал квалификацию или получал второе образование... Словом, экзамены – неотъемлемая часть жизни, и самое разумное – научиться сдавать их так, чтобы иметь хороший результат, свести к минимуму вредные последствия и может быть, даже получить удовольствие. В этом могут помочь некоторые психологические знания.
Подготовка к любому экзамену должна начинаться с вопросов к самому себе. Вопрос первый; что мне нужно от экзамена? Только сдать, а потом всё забыть или желательно усвоить материал прочно, надолго? При этом очень важно отделить значимые вещи от проходных. Не существует предметов совершенно бесполезных, в любом есть некая часть, которую стоит знать и понимать мыслящему человеку. Например, можно не уметь решать задачи на превращения веществ, но не помнить, как устроена таблица Менделеева и в чём смысл его открытия, неприлично даже для будущего скрипача-виртуоза.
Вопрос второй: какой результат для меня желателен и какой приемлем? Очень часто именно неразличение этих уровней приводит к повышенной нервозности. Понятно, что хорошо бы всегда получать пятёрки. Но в одном случае отличная оценка – единственно устраивающий результат (например, от этого зависит поступление в вуз), а в другом приемлемая оценка может быть гораздо ниже – так, тройка по химии вполне сойдёт для будущего скрипача. Это не означает, что нужно стремиться сдать экзамен на тройку. Однако если ради лучшей оценки придётся довести себя до нервного истощения и забросить подготовку к вступительному экзамену по скрипке, то лучше пусть будет тройка. Кстати, отказавшись от завышенных требований к себе и успокоившись, можно и ответить неплохо.
Со вторым вопросом непосредственно связан третий: как соотносятся приемлемый результат и нынешнее состояние знаний по предмету? От этого зависит объём предстоящей работы, а значит, планирование времени перед сдачей. В расписании экзаменов на подготовку к ним отводится примерно равное время. Но каждому человеку срок требуется разный. Необязательно работы окажется тем больше, чем важнее экзамен. Даже наоборот: если, например, человек любит и знает литературу, хорошо пишет, грамотен, он скорее всего вообще не будет готовиться к выпускному сочинению. И правильно сделает, для него лучшая подготовка – это отдых. А тот, у кого серьёзные проблемы с грамотностью, должен что-то предпринимать хотя бы за год до экзамена заниматься дополнительно, пойти на курсы, найти репетитора.
Практически каждого в преддверии экзаменационной горячки посещают благие порывы: начну готовиться ранее, без спешки. Ближайшее воскресенье у меня свободно, выучу-ка первые пять билетов... Сама по себе идея приступить к делу заранее хороша, а вот мысль учить за месяц билеты – неудачная. Это связано с особенностями человеческой памяти. Если мы не торопясь прочли текст, содержащий разнообразные факты, даты и имена, мы думаем, что запомнили почти всё. На самом деле человек с нормальной памятью будет помнить в этом случае около 70 % информации. Через несколько часов её останется менее 50 %, через сутки – менее 20 %. Этот остаток уже почти не уменьшится со временем. Коварство в том, что забывание не осознаётся, кажется, что всё хорошо помнишь, пока не попробуешь пересказать текст или ответить на вопросы к нему. Но что же за остаток, который никуда не девается? Это суть квинтэссенция текста, её человек не запомнил, а понял и освоил, т. е. сделал своей. Кроме того, в памяти могут остаться яркие, эмоциональные моменты, то, что поразило воображение при чтении.
Эти свойства памяти важно учитывать при подготовке к экзаменам. Заранее целесообразно заниматься главным – тем, что нужно понять. Всё, что предстоит просто запомнить, лучше отложить как можно ближе к самому экзамену, материал же, который следует элементарно зазубрить (а потом можно забыть), – на последний день или вообще на утро перед сдачей.
Легко выделить три основные стадии подготовки к экзамену. Первая – стадия «первичного бульона» – начинается задолго до экзамена. Это постепенное накопление сведений по предмету, причём не только на уроках. Человек читает книги, смотрит телевизор, бродит по Интернету, общается с друзьями, посещает кружки – и потом обнаруживает, что знает то, чего никогда не учил. Чем богаче и разнообразнее его жизнь, чем больше он интересуется какой-то областью знаний, тем насыщеннее «первичный бульон». В ряде случаев его содержание позволяет сделать специальную подготовку к экзамену вообще излишней. Поэтому лучший способ готовиться заранее – читать не учебник, а всё интересное, что можно найти по предмету.
Вторая стадия – стадия погружения – самая ответственная. Это и есть период целенаправленной подготовки к экзамену в течение нескольких дней, которые отведены в расписании. Именно тогда систематизируются знания, ликвидируются пробелы, обретается уверенность.
Третья стадия – «взятие на абордаж» – сводится к латанию оставшихся «дыр» в знаниях. Эта работа приходится на последний вечер перед экзаменом, что позволяет свести забывание к минимуму. Понятно, что «абордаж» имеет смысл, только если раньше уже создан прочный фундамент и в предмете вы хорошо или хотя бы сносно ориентируетесь. Заучивать глаголы-исключения на «ить», не представляя, что такое спряжение, согласитесь, в высшей степени странно (между тем многие так и поступают). На этой стадии могут быть очень полезны мнемонические техники – специальные приёмы запоминания.
Время между тремя стадиями распределяется в зависимости от специфики предмета и выбранной стратегии. Если предмет любимый, первая стадия окажется неразрывно связана со второй, а третья сожмётся до минимума. Когда же нет ни возможности, ни желания основательно разобраться в материале, особая нагрузка ложится на третью стадию. Так или иначе, для физики погружение гораздо важнее, чем «абордаж», поскольку запоминать там, в общем, нечего – нужно понимать. А вот перед экзаменом по истории даже для увлечённого ею человека повторение обязательно.
На стадии погружения важно избежать самой распространённой ошибки. Очень многие поступают так: есть 4 дня и 40 вопросов, значит, учим по 10 в день. В результате к моменту экзамена материал первых 20 будет почти полностью забыт. Кроме того, из-за разных обстоятельств (затянулась консультация, долго просидел над сложным вопросом, заболела голова и т, п.) график наверняка оказывается не выполнен. Тогда на четвёртый день обрушится такой объём работы, который в принципе невозможно осилить, и последние несколько билетов останутся нетронутыми. Да ещё, как назло, вечером выяснится, что чего-то нет в учебнике, что-то пропущено в конспекте. Попытка побежать в библиотеку или к однокласснику только ухудшит дело.
Подобных неприятностей можно избежать, если материал, незнакомый вам совершенно, выявить заранее, сразу после получения списка экзаменационных вопросов или тем, и тут же ликвидировать этот пробел. Перед началом погружения важно просмотреть все билеты параллельно с литературой, которой предстоит пользоваться. Если какой-то книги не хватает, её нужно раздобыть или законспектировать (а не учить) в первый же день.
Из перечня вопросов необходимо выделить самые общие, фундаментальные. Так, вопросы к Существительное, его морфологические и синтаксические особенности» или «Причины и следствия Первой мировой войны» являются более общими, чем, например, «Правописание падежных окончаний существительных» или «Битва под Верденом, её ход и значение». С них и нужно начинать подготовку. Во-первых, в подобных темах нечего запоминать, тут главное – понять суть, как следует разобраться, а в первый день ещё нет усталости от предмета, голова ясная. Во-вторых, фундаментальный материал будет многократно использоваться при изучении более частных вопросов и хорошо усвоится. Общие темы создают как бы сетку, основу, на которую гораздо легче и прочнее улягутся все остальные сведения. Немаловажно и выявить скрытые проблемы в понимании. Человеку свойственно переоценивать свою осведомлённость. Дело в том, что память узнавания и память воспроизведения – разные вещи. Иногда малознакомого человека узнаешь на улице, но, если попросят описать его внешность, задумаешься. Можно ли в этом случае сказать, что знаешь, как он выглядит? Кажется, будто да, а на самом деле – нет. В этом коварство забывания. Если когда-то тема была неплохо усвоена, текст учебника покажется знакомым: вроде ничего нового, всё известно. На экзамене же выяснится, что ничего толком вспомнить и рассказать не удаётся. Поэтому очень важно, прежде чем просматривать учебник, попытаться вспомнить всё самостоятельно и получить представление об истинном состоянии своих знаний,
КАК ПРАВИЛЬНО ЗАПОМИНАТЬ
Лучший способ запомнить – понять и прочувствовать. Известно, что список из 20 случайных слов запоминается хуже, чем связный текст из такого же количества слов. Ещё легче запомнить текст стихотворный или содержащий яркие образы, игру слов. Поэтому нужно использовать все возможности, чтобы запоминаемый материал воспринимался осмысленно и вызывал интерес. Нелегко выучить историю сражения, если не вообразить то кипение страстей, которое было с ним связано, не представить себе, что было поставлено на карту противоборствующими сторонами. Тема частей речи сведётся к набору скучных определений, если не знать о разных точках зрения на данный вопрос и не иметь своего мнения. История любой науки – это история борьбы идей, история находок и разочарований, кажущихся успехов и подлинных прорывов к истине. Удастся выйти на этот пласт, ощутить научную интригу – учить вообще ничего не придётся.
Порой в учебнике или в объяснении учителя недостаточно материала для размышления, всё даётся догматично, как единственно верная точка зрения. В таком случае очень эффективен любимый студентами «метод двух учебников». Берутся два пособия разных авторов на одну и ту же тему и просто читаются друг за другом. Разница в изложении, в оценке фактов и подходах к проблемам создаёт интригу, материал запоминается сам собой. Также полезно бывает просто поговорить с человеком, увлечённым этим предметом.
В процессе работы важно держать память в состоянии «боевой готовности». Приступая к изучению темы, не следует сразу читать учебник. Лучше сначала вспомнить всё, что уже известно, пусть с ошибками и пропусками. В итоге материал усвоится гораздо легче: во-первых, память «взбодрилась», активизировалась; во-вторых, всегда интересно выяснить, что ты напутал или пропустил, – появляется азарт. Это очень полезный приём: прежде чем просто получить информацию, попробовать извлечь её из памяти или подумать, что в принципе может быть сказано по данной теме. Следование такому правилу и память улучшает: ведь наш мозг довольно послушный слуга, если хозяин постоянно даёт понять, что запасы сведений ему нужны и полезны, они будут храниться в большем порядке.
На тех же принципах основан оптимальный способ учить стихи. Нет смысла читать стихотворение десять раз, а потом ругать себя за плохую память. Лучше прочесть один раз, чтобы ознакомиться. Потом второй, стараясь ярко представить, почувствовать всё, о чём говорит поэт, отметить самые выразительные строки. А затем закрыть книгу и рассказать стихотворение, не смущаясь заминок и пропусков. Снова прочесть, обращая внимание на то, что не вспомнилось в первый раз, и ещё раз рассказать. При необходимости повторить. Этим способом человек с обычной памятью может выучить средней длины стихотворение за 20 мин. А если он ещё расскажет его вслух спустя несколько часов и на следующий лень, то, без сомнения, запомнит надолго.
Психологи выяснили, что есть «критические моменты», после которых процент оставшейся в памяти информации резко падает. Так, через несколько минут забывается примерно четверть, через несколько часов – половина, через сутки – около трёх четвертей информации. Если именно в это время повторять заученное, потеря будет значительно меньше. При подготовке к экзамену действовать нужно следующим образом: прочитав главу, повторить основные и трудные для запоминания положения. Закончив блок из нескольких вопросов, повторить самое важное из того, что было прочитано за последние полдня. На следующий день начать занятия с того, что вспомнить пройденное накануне. Этот метод только на первый взгляд кажется очень сложным и требующим много времени. Необязательно проговаривать прочитанное – достаточно убедиться, что материал не забыт; соотнося его с вопросами, можно набрасывать план ответа. Если во время повторения обнаружились «дырки», нужно немедленно их ликвидировать.
При необходимости быстро освоить большой объём сведений может быть полезна шпаргалка. Однако ею надо уметь пользоваться. Типичная шпаргалка – это крошечный кусок бумаги, на котором мельчайшими буковками написаны ответы на вопросы экзамена. Применять такую шпаргалку не только рискованно и неудобно, но и неэффективно: ответ всё равно будет звучать неуверенно, а любой дополнительный вопрос поставит в тупик, ведь время, отведённое на усвоение материала, на подготовку осмысленного ответа, было потрачено на переписывание. Правильная шпаргалка строится как опорный конспект или тезисный план. В неё вносятся основные пункты ответа, примеры, атакже то, что легко забыть, например даты или исключения. Составляется шпаргалка в два этапа. Сначала нужно просто набросать всё, что планируется в неё включить, а затем расположить материал па листке самым экономным образом, используя сокращения, условные знаки, стрелки. По иной шпаргалке сразу видно, что ее создатель тему знает, даже спрашивать необязательно. А секрет правильного использования правильных шпаргалок таков: утром перед экзаменом просмотреть, для успокоения нервов захватить с собой, а потом... оставить за дверью аудитории. Если шпаргалка хорошо составлена, она уже не понадобится – все и так прекрасно вспомнится.
А как быть с тем, что всё-таки придётся зазубрить? Даты, имена, цифры, слова-исключения... Для облегчения этой не очень приятной работы издавна существуют особые приёмы, называемые мнемоническими. Суть их в том, что механическое зазубривание с помощью какой-то уловки превращается в осмысленное. Некоторые такие «запомйналки» хорошо известны: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Что я знаю о кругах».
Очень распространённый мнемонический приём – привязать последовательность чисел или слов, которую необходимо запомнить, к какому-то известному ряду и вспоминать каждый элемент опосредованно. Именно этот способ используется во фразах про охотника (первая буква каж-дого слова совпадает с первой буквой цвета спектра) и про круги (число букв в каждом слове соответствует цифре. в числовом выражении числа л). Такая привязка особенно удобна, когда нужно запомнить что-то в определённой последовательности. За основу вспомогательного ряда могут быть взяты не только слова, но и цифры, например от одного до десяти, или хорошо известный порядок расположения предметов, в частности мебель в комнате или здания по дороге в школу.
К опосредованному, запоминанию стоит прибегнуть, когда речь идёт об исторических датах. Можно выучить несколько опорных, самых важных, а все остальные уже от считывать от этих вех: через год после, за пять лет до и т. л. Это и легче запоминается, и помогает представить себе целостную картину событий. Хорошо использовать сопоставление дат: год начала войны совпадает с годом рождения известного поэта; в то десятилетие, когда в одной стран бесчинствовал тиран, в другой был расцвет наук и искусства и т. п.
В стихотворных «запоминалках» задействовано свойство нашей памяти лучше хранить более структурированный текст. Сами ритм и рифма подсказывают нужные слова, То же число л можно запомнить с помощью четверостишия:
Надо только постараться
И запомнить всё как есть:
Три – четырнадцать – пятнадцать
Девяносто два и шесть!
Удачные рифмовки вроде «Кое-либо-что-нибудь – про дефис ты не забудь!» передаются у школьников из поколения в поколение.
Удобный способ запомнить что-либо – привлечь воображение. Так, для усвоения разрядов сочинительных союзов можно представить себе три дома: в одном жильцы-коллективисты всё время ломают стены, чтобы соединиться, в другом индивидуалисты ставят перегородки, чтобы разлениться, а в третьем все просто вредные и постоянно замышляют что-то против соседей. Вообразив поярче, какое выражение лиц у жильцов каждого лома, как происходит работа, не забудешь разряды союзов никогда. Этот способ подходит и для работы со словами-исключениями; можно сочинить с ними историю или мысленно нарисовать картину, например, ростовщик Ростислав из Ростова заботливо поливает росток, на котором вместо листьев – зелёные доллары.
Использование зрительного образа очень эффективно, ведь у большинства людей лучше развита зрительная память. Хорошо включить то, что нужно запомнить, в рисунок, или написать яркими цветами, или составить из цифр узор–для воспроизведения информации достаточно будет только взглянуть на «внутренний экран» своей зрительной памяти.
Кнут и пряник -
из сознания в судьбу
о наказании и поощрении, или как правильно ругать
Не пугайте малыша,
от него уйдет душа,
убежит в подземный сад,
не найдет пути назад...
Станет взрослым и больным,
будет сам себе чужим,
и от счастья убегать,
и своих детей пугать,
слышите?..
Наказывать и ругать ребенка НЕЛЬЗЯ:
- когда болен, недомогает или еще не оправился после болезни;
- когда ест;
- после и перед сном;
- во время игры;
- во время учебы, работы;
- сразу после физической и/или душевной травмы (падение, драка, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам);
- когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, ленью, раздражительностью, с любым недостатком; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость - короче, во всех случаях, когда что-либо не получается;
- когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;
- когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...
Как же тогда наказывать, чтоб на пользу?
Очень сильный, тонкий и разнообразный метод.
Один из вариантов, часто употребляющихся стихийно, - простое игнорирование. Не высказывать никаких оценок - поставить нуль.
Не пережимать: одно дело не замечать поведения, другое - не замечать человека. Не играть в молчанки и угадайки, не демонстрировать своего плохого настроения в связи с чем-то, о чем ребенок должен сам догадаться. Это непосильно и для психики взрослого.
Рассказать о ком-то, кто поступил так же скверно, ему или кому-либо в его присутствии. При этом допустимо и некоторое утрирование, чтобы все было ясно, а если к тому же смешно, еще лучше. Даже если не подаст вида - дойдет, хорошие шансы.
Рассказать к случаю о каком-то своем прошлом поступке, о котором теперь сожалеем, объяснив почему. Один из лучших методов для всех возрастов. Но требует ума с обеих сторон. С исповедями не спешить.
Ироническая похвала
Осторожно с насмешкой
Острое оружие. Применимо только к детям и взрослым с развитым чувством юмора, то есть только к тем, кто способен ответить тем же.
При обостренном самолюбии можно применять в качестве стимулятора только в гомеопатических дозах и только наедине. Закон неприкосновенности в полной силе. Лучше недошутить, чем перешутить.
Вместе с тем опасаться двойственности. Одна рука гладит, другая бьет...
Вот одна из самых обычных, самых нелепых и трагичных ошибок. Ругая ребенка (и взрослого!), то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она):
лентяй,
трус,
бестолочь,
идиот,
подлец, -
мы это внушаем.
Оценивая - внушаем самооценку
Если говорить:
ничего из тебя никогда не выйдет!
Ты совершенно неисправим!
Самый настоящий предатель!
Тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери), -
то так оно и окажется...
Ведь это внушение, самое что ни на есть настоящее внушение. Оно создает образ будущего, оно действует и спустя годы, даже напрочь забытое:
ты меня не любишь,
ты нарочно меня изводишь,
ты хочешь, чтобы я сошла с ума,
ты хочешь моей смерти.
Если такое повторить раз, другой, третий - то... Ребенок такому не хочет верить, но может поверить!..
«Да ведь как с гуся вода, как об стенку горох! Забывает через секунду! И опять за свое!..»
Не естественно ли, что те, для кого это наказание непосильно, вырабатывают защиту, имеющую вид душевной тупости, глухоты к любым чувствам?..
Так видит ребенка тупое псевдовоспитательское остервенение. Так толкает его в отчуждение, озлобление, разврат, воровство, наркоту, криминал, во тьму...
Если ребенок не воспринимает твои слова, если и угрозы твои, и ругань пропускает мимо ушей, если не действуют и наказания значит, что ребенок из последних сил
защищает свою самооценку
Грубит в ответ, делает назло, издевается?
защищает самооценку
Обещает исправиться, а продолжает?..
защищается и беззащитен
А для защиты лишь две возможности. Либо поверить, принять навязанный образ, войти в него и жить в нем... Либо - не принять, не поверить. Бороться!..
Как?..
Как угодно, только не так, как этого хочется нам.
Пойдет на все, чтобы доказать не нам, что все-таки стоит жизни на этом свете. В лучшем случае при внешней благополучности сохранит на всю жизнь неуверенность, внутреннюю ущербность. А в худшем...
Зарубка на носу
Ценные указания в области наказания
Не вреди здоровью
Ни физическому, ни психическому. Более того, по идее наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако забывают подумать...
Лучше недожать, чем пережать
Если колеблешься, сомневаешься, наказывать или не наказывать - не наказывай! Даже если уже знаешь, что слишком мягок, доверчив и нерешителен. Попробуй иначе...
За один раз - одно
Даже если проступков совершено сразу множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души!
Не за счет любви
Что бы ни случилось, не лишай ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимай подаренного тобой или кем бы то ни было - никогда! - подарки и награды священны. Даже если набезобразничал хуже некуда, если поднял на тебя руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого...
Не мешай ребенку быть разным!!!
Не казни вдогонку
Чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Напомни со словами прощения - или лучше совсем оставь!..
Есть риск внушить маленькому негодяю мысль о возможной безнаказанности? Конечно.
Но этот риск не так страшен, как риск недоверия и задержки душевного развития. Запоздалые наказания внушают ребенку его прежнее состояние, держат его в прошлом и не дают стать другим. Не зацикливайся!
Наказан - прощен
Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешай начинать жизнь сначала!
Без унижения
Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество твоей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что наказание несправедливо, оно подействует только в обратную сторону!
Соблюдай неприкосновенность личности
Выражая неодобрение, не определяй человека, не прикасайся к личности. Не изрекай диагноз. Определяй только поступки, конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо». Не «ты жестокий», а «ты поступил жестоко». Не предатель и не подлец, а лишь поступил, повел себя...
«Не судите, да не судимы будете»
Есть разница в подходах воспитателя и судьи.
Если судья обязан быть беспристрастным и в этой беспристрастности беспощадным, то воспитатель не ошибется, намеренно приписав ребенку побуждения лучшие, чем на самом деле. Украл - твердо глядя в глаза, утверждаем, что взял по глупости, что он и сам хочет, чтобы этого больше не повторялось. Солгал из трусости или ради выгоды - обнаружив обман, объясняем его поведение недоверием к самому себе. Уверены, что ему хочется быть правдивым, внушаем это. И вероятность успеха растет!..
Зачем Герострат поджег храм
почему ребенок напрашивается на наказание
Вот еще почему иногда провоцируется наказание: ребенку нужно доказательство, что он уже прощен, что грех ему отпущен. Совершившееся наказание и есть это доказательство. Некоторые дети ищут поводов быть наказанными, ведут себя откровенно вызывающе - к этому толкает их чувство вины. Когда-то, может быть, сгоряча пожелал нашей смерти, обманул или подсмотрел запретное, стыдное, ревновал...
Той же природы и искуснейшие провокации на наказания несправедливые и несоразмерные. Маленький психолог хорошо нас изучил, знает, за какой нерв задеть побольнее. Перейдя меру гнева, даем ему аванс внутренней правоты, который он может потратить самым неожиданным образом.
Злит и злится, делает все назло, а в то же время иногда такая неудержимая нежность... «Ты меня любишь?.. А почему не играешь со мной?..» Иной больше поверит данному сгоряча шлепку, чем поцелую.
Только равнодушие не дает никаких шансов. Только из скуки нет дороги к любви. И вот почему многие, и дети и взрослые, безотчетно пользуются методом Герострата: «Ты ко мне равнодушен, я тебе не интересен? Добро же, я заставлю тебя хотя бы ненавидеть меня!»
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.
Каждый день с ребенком начинай радостью, заканчивай миром!
Стояние в спецуглу, отсидка в спецкресле?.. Совершение какого-либо ритуала - скажем, троекратное пролезание на четвереньках под столом, заодно и полезное упражнение?.. Но только не уроки, не чтение! Не работа! Ни подмести, ни вынести ведро, ни вымыть туалет в наказание - ни в коем случае! Эти «наряды вне очереди» способны лишь привить отвращение к труду, а в больших дозах - и к жизни.
Вынужденное безделье - тяжкое наказание!
Чрезвычайщина
Садистская жестокость: зверски избил слабого, издевается над беспомощным. Шаг до преступления...
Вековечная народная практика знает для подобных случаев только один рецепт: как можно раньше и как можно больнее. Отвадить. Суровая и бесхитростная патриархальная мудрость. Рецепт этот всегда действовал довольно надежно... В некотором проценте. Кто подпадает под этот процент, потом с горькой благодарностью вспоминает ту давнюю острастку, повернувшую с края пропасти. Кто не подпадает...
Хвалите за то, что будет
Начинайте с задатка, хвалите за то, чего добиваетесь
Похвала косвенная как хвалить не хваля
«У нас в школе был страшно строгий математик, никому больше четверки не ставил, даже отличникам». (Ваш сын только что принес свою первую четверку, до этого были только двойки и тройки.)
(Крутанув педали велосипеда.) «По-моему, стал легче ход, а?» (Вчера он его первый раз самостоятельно разобрал и собрал, попытался смазать. Ход остался точно таким же, если не хуже, это не важно.)
«Гляди-ка, а в эту тарелку можно посмотреться как в зеркало». (Он не заметил, что вы заметили, как усердно он ее мыл.)
«Странно, сегодня дома гораздо легче дышать, совсем пылью не пахнет. А ведь вроде бы не проветривали». (Ваша дочь сегодня убрала квартиру, а вы по наивности не догадались, в чем дело.)
Всерьез, с некоторым вызовом и без малейшей иронии: «А у меня это дело, пожалуй, выходит не хуже, чем у тебя». (Физическое упражнение, решение задачи, чистка картошки, протирание пыли, собирание грибов, писание стихов, что угодно. Претендуем на равенство возможностей.)
«Хоккеист Икс (балерина Игрек) в детстве тоже часто болел и участвовал в сборе металлолома». (Вернулся домой после сбора макулатуры, сопливый, простуженный, огорчен, что удалось собрать меньше всех, с кем-то поссорился...)
Не хвалим, только наводим на самоощущение.
Начиная примерно с 6 лет и одобрение, и неодобрение косвенным способом действуют сильней непосредственного, прямого. «Если обращаются не ко мне, значит, говорят правду» - логика примерно такая. И в самом деле, чему мы больше поверим: тому, что говорит врач лично нам, или тому, что нам удалось подслушать в его разговоре о нас с родственником или другим врачом?..
Похвала ролевая
А вот еще два отличных способа похвалить не хваля и заодно воспитать ответственного человека.
Попросим у ребенка совета - как у равного или старшего: «Посоветуй, пожалуйста, как лучше поставить эту вазу - так или так?..» (Посоветуй, как сказать, написать, сделать, приготовить, куда пойти... Как отнестись...)
Великий миг, звездный час! Советуются, доверяют! Нужен, необходим, отвечаю!..
Взрослый, самостоятельный, настоящий!
Последуем совету ребенка, даже если он далеко не лучший, даже если нелепый, да, осмелимся и пойдем на такую глупость - воспитательный результат важнее любого другого!..
Потом, в крайнем случае, можно потихоньку сделать по-своему - если тонко, то все равно ребенок будет считать, что это посоветовал он, и будет в общем-то прав...
Попросим ребенка о помощи - как равного или старшего. Попросим легко, естественно, весело, непринужденно. Поучимся это делать! «Принеси воды», «вынеси ведро», «вымой пол» - может и унизить, и вознести. А ребенок поймет, и чем скорее, тем лучше, что просьба сильней приказа, бесконечно сильней.
Склонять к добровольной помощи - великое психологическое искусство. Вместо: «Поди сюда. Сколько раз тебя звать? Поди сюда, говорю! Помоги-ка... А теперь живо за уроки» - что-нибудь вроде: «В магазин не успеваю...» «Отжать белье хочу, руки не слушаются...» «Как справиться с этой пуговицей?..»
Любая оценка имеет опасное побочное действие: фиксирует человека на себе, приковывает к собственной личности, эгоцентрирует.
Всякому пожелаем и знать себя, и любить себя, и быть к себе требовательным, но никому не желаем заклиниваться на себе - положительно ли, отрицательно ли.
Пока дает нам радость Бог,
давай запутаем клубок?..
Ну, а распутаем потом,
когда я сделаюсь котом.
Жизнь - рынок сбыта или полет?..
Ребенку лет до 10-ти достаточно быть просто уверенным, что он хороший, по крайней мере, не хуже других. Он и уверен в этом, если его не убеждают в обратном.
Но с началом полового созревания, где-то около 12 (плюс-минус 2), самооценка вступает в новое качество.
Раньше знание этого - знание бессознательное - прочно жило внутри, питало и охраняло душу.
А теперь новый зов властно гонит в зависимость от внешних оценок, от рынка жизни.
Кто я? Что я собой представляю?
Кому я нужен? Зачем я?
Кто может меня любить?
Теперь ты должен не просто жить, но доказывать свое право на жизнь: должен чем-то обладать, кем-то быть - иначе тебя не примут, не выберут, не войдешь в круг, не найдешь ту (того), без кого одинок, не познаешь то, без чего не продолжишься...
Раньше тебя любили ни за что, и ты это втайне знал, даже когда внушали обратное. А теперь то ли будут любить, то ли нет - за что-то конкретное, лотерейное...
Ты хорош(а) уже тем, что живешь на свете; такого (такой), как ты, не было, нет и не будет;
ты - капля росы,
успевающая отразить солнце, и это чудо, ты - чудо!..
По материалам книги В. Леви «Нестандартный ребенок»
Как строить отношения с подростком
Чтобы успешно пережить все приключения подросткового возраста, и родителям, и подросткам, нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций. В этот период в каждой семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново знакомиться друг с другом. Пройдете ли Вы этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в семье – любовь или страх.
Для того, чтобы заложить основы будущих перемен в ваших с подростком отношениях, мы предлагаем следующее:
1.Вы, родитель, должны четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог вас понять.
2. Вы, подросток, должны честно рассказать о том, что происходит с вами, и постараться сделать так, чтобы вам поверили. Вы должны тоже рассказать о своих страхах и знать, что вас выслушают без критики и осуждения.
3. Вы, родитель, должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание вовсе не означает прощение. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.
4. Вы, подросток, должны объяснить родителям, что нуждаетесь в том, чтобы они выслушали вас, не давая советов, пока вы сам не попросите их об этом.
5. Вы, родитель, должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно следовать вашим советам.
Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми и в дальнейшем развитие новых, конструктивных форм поведения
Как добиться необходимого поведения
Положительное подкрепление – это нечто приятное для обучаемого (ласка, похвала, вкусная еда и т. д.), совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности этого действия.
Подкрепление может быть и отрицательным, это то, что обучаемый хотел бы избежать: нахмуривание, ирония, шлепок, невнимание и т. д.
Важно знать, что подкрепление не должно как запаздывать, так и даваться быстро. Так, похвала обучаемого, который находится в процессе выполнения задания, может привести к расслаблению последнего; запоздалое подкрепление не будет иметь того эффекта, которого можно добиться подкрепляя вовремя.
Несколько советов о том, как добиться необходимого поведения.
1. Повышайте требования небольшими порциями для того, чтобы у ученика всегда была возможность получить подкрепление. Для того, чтобы сформировать необходимое поведение, надо увеличивать критерии такими ступенями, чтобы ученику легко давалось постоянное улучшение результатов
2. В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно. Если задачу можно расчленить на отдельные компоненты, которые затем формируются отдельно, обучение пойдет гораздо быстрее.
3. Прежде, чем повышать требования, пользуйтесь подкреплением имеющегося результата, подкрепляете любое даже малоудачное исполнение необходимого действия.
4. Введя новый критерий, временно ослабьте старые.
5. Ведите ученика за собой. Планируйте работу так, чтобы возможно было подкрепить ученика, если он в обучении совершил неожиданный скачок вперед.
6. Не меняйте тренеров на полпути.
7. Если одна процедура выработки не приводит к успеху, попробуйте другую.
8. Не заканчивайте урок без положительного подкрепления, это равносильно наказанию. Лишение внимания мощный инструмент, поэтому не применяйте его без должной осторожности.
9. Если выработанное поведение ухудшается, пересмотрите процедуру обучения. Самый быстрый способ исправить ухудшение – вернуться к началу процесса выработки и очень быстро снова пройти весь путь, давая подкрепление в новых условиях.
Гимн ПУ-21
Между синим небом и землей
На проспекте дивном Ишимбая
Дом стоит, зеленою стеной
От дождей и вьюг нас защищая.
Здесь куются добрые сердца,
Здесь куются руки золотые,
Самых нужных сил – рабочих сил –
Выпустилось много для России!
Моё ПУ! Страна тебя храни!
Процветай училище родное!
Пусть всегда горят твои огни!
Пусть сияет слава над тобою!
За влюбленность в магию труда,
Хлебную профессию родную,
И за первый опыт мастерства
От души тебя благодарю я!
Мы сошьем красивую судьбу
И приварим к ней стальную волю –
21-е моё ПУ
Научило жизнь свою построить!
Моё ПУ! Страна тебя храни!
Процветай училище родное!
Пусть всегда горят твои огни!
Пусть сияет слава над тобою!
Автор слов: Мирасова А.С.