ИСТОРИЯ НАШЕГО УЧИЛИЩА
Второго октября 2010 года система начального профессионального образования России отмечала юбилейную дату.
А начиналась история создания профессиональных школ так. В 1716 году на Петровском заводе открывается первая горнозаводская школа, а в 1837 году на Урале уже действует целая сеть таких школ, где обучается 654 мальчика, детей горнозаводских рабочих и служащих. К концу века в России было три десятка училищ с шестью тысячами учащихся. И лишь к концу Первой мировой войны (1918 г) число их несколько возросло.
Но, что это за цифра, где около 80 % населения было неграмотным, где 4/5 всех подростков, не имели возможности учиться. После революции введено обязательное профессиональное образование подростков от 15 до 17 лет.
К 1924 году в советской России действовали несколько сот фабрично-заводских школ. В них обучались дети рабочих, крестьян, солдат. Молодые рабочие руки нужны были молодой стране, а школы ФЗУ уже не могли обеспечить подготовку рабочих кадров. И перед войной, в 1940 году, второго октября, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР « Об организации государственных трудовых резервов СССР », в котором была признана необходимость ежегодной подготовки рабочих для нужд промышленности, обороны, транспорта и уже в мае 1941 года учебные заведения трудовых резервов выпустили более 250 тысяч молодых рабочих.
Первого декабря 2010 моему учебному заведению – профессиональному училищу № 21 г. Ишимбай юбилей – семьдесят лет. Он ровесник системы начального профессионального образования, моему городу, первооткрывателю башкирской нефти.
Поэтому в преддверии этих юбилейных дат, хотелось подробнее узнать родословную своего училища, ещё раз вспомнить его основные вехи развития, становления, вспомнить людей, ставших историей, гордостью.
С чего начиналось рождение профессионального училища № 21? С приказа по Управлению трудовых резервов БАССР от 6 ноября 1940 года. Вот эти скупые, лаконичные строчки:
….. «Объявляю для сведения руководства принятых школ…..бывшую школу фабрично-заводского обучения № 6 считать ремесленным училищем № 2».
Подписан приказ начальником управления трудовых резервов Абдуллиным.
Так в ноябре 1940 года было выдано свидетельство о рождении ремесленного училища № 2 (с аббревиатурой РУ № 2).
Что мне поможет в описании родословной ПУ № 21 (РУ № 2)?Конечно, встречи со старожилами училища, архив училища, местный краеведческий музей,… и, конечно, стены училища. Да, стены, с его стендами, рассказывающими о людях училища, витрины стеллажей, с представленными там экспонатами.
Я прошлась по его коридорам (как - будто впервые!), по-новому взглянула на стенды с фотографиями. И они мне многое рассказали. Не уверена, что смогу изложить хронологию жизни училища подробно, но в одном уверена - пропитаюсь духом истории, открою для себя многие неизвестные факты из его судьбы.
Семнадцать тысяч человек назвали ПУ № 21 (РУ -2,ГПТУ -28,СТПТУ -21) своим «Альма Матер».
Семнадцать тысяч человек на протяжении семидесяти лет переступали порог училища, чтобы изучать, осваивать азы рабочих профессий. Токарь, слесарь, сварщик, стропальщик, оператор, помощник бурильщика, повар, портной, швея-мотористка, автомеханик и т.д.
Вижу, как стайкой шли из общежития в двухэтажное деревянное здание училища деревенские пареньки (говорят, что восемьдесят процентов ребят, обучавшихся в РУ № 2, были из сел). Удивительно простые открытые лица (сужу по фотографиям тех лет). В длинных, чуть ли не до пят, черных шинелях. Черная шинель была предметом гордости пареньков из «ремеслухи». Один из первых вопросов будущему мастеру: «А скоро ли нам дадут форму?».
В пятидесятые-семидесятые годы контингент учащихся меняется: сокращается прием сельских парней, но зато нет отбоя от городских парней и девчонок. Поток заявлений рос с каждым днем. Приемные комиссии решали трудную задачу: на одно место - пять - шесть заявлений. Причина ажиотажа: кому-то хотелось самостоятельности, кому-то нравилась экипировка учащихся (ну, чисто военный – это мать о сыне), кого-то привлекал духовой оркестр. Что может быть прекраснее марширующих парней под оркестр. Весь город выходил специально смотреть играющий духовой оркестр ремесленников.
Но, к сожалению, все это: черные шинели, духовой оркестр, наивность - остались лишь в воспоминаниях наших дедушек, бабушек, мам, пап.
Наше поколение другое. Нет обязательной формы одежды, нет духового оркестра, нет той наивности и удивления всему.
Но есть другое - прагматизм, умение разговаривать на «ты» с техникой.
Отвлеклась.
Железный ящик, любезно предоставленный мне начальником отдела кадров, был напичкан архивом училища. Меня интересует архив, относящийся к сороковым годам двадцатого столетия.
Архивные книги РУ № 2 стали своеобразной летописью тех сороковых.
Толстая, пожелтевшая от времени, чуть-чуть потрепанная (сколько рук листали её, разыскивая нужную дату, нужную фамилию, нужную запись!).
Странно, но почему- то испытываю волнение, листая страницы истории.
Вот приказы первого директора Смолина И.М.. Уверенный, четкий, красивый почерк.
Вижу фамилию своего прадеда. Он был зачислен в РУ № 2 в тот далекий 1941 год. А вот фамилия его брата. Книги приказов долгое время самолично заполнялись директорами училища, пока на смену не пришли печатные машинки, а значительно позднее – компьютеры.
Интересно было прочитать благодарность за хорошую учебу Аллаярову Ричарду, будущему Герою Социалистического Труда. Интересно, предполагал ли кто-нибудь тогда, что Ричард в будущем прославит не только себя, но и училище, его воспитавшее?!
Не обошлось и без традиционных приказов с выговорами. Кто-то испугался трудностей и сбежал домой в деревню. Это расценивалось в военное время как дезертирство.
Но меня больше тронули приказы, в которых прослеживалась забота о воспитанниках. Это в те-то военные годы, когда казалось ничто не волновало, кроме одного - дать как можно больше продукции для фронта!
Вот приказ от 5 декабря 1942 года: «Командировать Гусева Е.Ф. на склад «Динамо»
г. Стерлитамака за 133 (!!!) парами лыж (спросите сегодня у нашего физрука, когда в последний раз приобретались лыжи, да ещё в таком количестве!).
Или вот приказ от 10 апреля 1944 года: «Зачислить в РУ № 2 Караджи на должность преподавателя по танцам (!!!) с окладом 500 рублей в месяц!».
«Товарищи, какие танцы? Какие преподаватели в разгар войны?!»- сказали бы сегодняшние чиновники. Ведь сокращают же педагогов дополнительного образования сегодня, ссылаясь на экономический кризис. Приказ от июля 1943 года об отправке детей на отдых в санаторий ввел меня в некоторый шок. Вот эта забота о подрастающем поколении! Даже в те тяжелые дни жили, думали о завтрашнем, обязательно счастливом дне!
В мирных условиях РУ -2 пришлось работать всего полгода. Двадцать второго июня 1941 года началась война. В эти дни в приказах директора РУ № 2 можно было прочитать: «Отчислить ввиду ухода в ряды Рабоче - Крестьянской Красной Армии: Шерстнева,
Волокитина, Краснова…». Такие приказы выходили до июля 1945 года. Было трудно на фронте. Кто-то из выпускников не вернулся с войны. Погиб Чигряй Иван, Краснов Василий ….
Тыл жил своей напряженной героической жизнью. «Всё для фронта, всё для Победы»,- под таким девизом трудились все: и стар, и мал. Со стен на юных мальчишек-ремесленников смотрели плакаты тех лет: «Родина-мать зовет!», «А что ты сделал для фронта?». И мальчишки, девчонки отвечали:
Мы в день войны солдатами не стали.
Всего лишь на вершок не доросли.
С отцами, расставаясь на вокзале,
Мы, как один, в ремесленное шли.
Фронт требовал пушки, снаряды и танки, людские резервы, огонь и металл.
Благодарная Родина помнит их, мальчишек и девчонок, выбитых враз из детства, брошенных в пекло жизни. Их, тощеньких, желтеньких, подставляющих под ноги ящики, чтобы дотянуться до станка, верстака, на их неокрепшие плечи навалилось непосильное бремя. И руки их, такие же, наверное, цепкие и слабые ещё руки, стали лить и ковать металл, одевать танки.
На стенде, посвященном выпускникам сороковых годов, есть фотографии с женскими лицами. Читаю подписи под ними: Гарифьянова Фатыма, Кузнецова Зоя, Исупова Варвара, Бухарова Нина. Казалось бы совсем не женские у них профессии: оператор по добыче нефти, водитель, токарь, слесарь. Но именно этим профессиям обучались эти симпатичные девчата. Улыбчивая, с ямочками на щеках,- это Зоя. Ей доверили возить на легковушке на вахту нефтяников. Дорога – сплошное испытание- море грязи или огромные сугробы. Фатыма - оператор, стояла на вахте, на буровых в любую погоду. Нина работала токарем на Сталинском заводе (так называли тогда машиностроительный завод, эвакуированный из Баку, где выпускали снаряды для знаменитых «Катюш»).
Отгремела война. Страна залечивала раны. Вставали из руин города. Возвращались с фронта солдаты. Жизнь входила в мирное русло. Пятьдесят два воспитанника ПТО стали Героями Советского Союза. За четыре года ремесленные училища и школы ФЗО СССР передали в народное хозяйство 2,5 миллиона рабочих.
А в нашем городе, на одной из центральных улиц, началось строительство нового типового здания, рассчитанного на 400 человек. Первого сентября 1953 года появилось новое красивое здание РУ № 2. По – моему, и сегодня оно является украшением города. Новое училище в марте 1954 года принял директор Савин Василий Филимонович. Рассудительный, неторопливый, с чувством юмора, с хозяйской жилкой – таким его помнят бывшие выпускники РУ -2. Рядом с ним шли колоритные фигуры преподавателей и мастеров производственного обучения: Леонтьева К.П., Богомолова П.И, Газизова Х.Х, Плешкова Н.,Загузова А.И, Хасанова С.Х. В этот год был увеличен план приема и выпуска учащихся. Пришлось начать подготовку кадров не только для нефтяной промышленности, но и для других отраслей народного хозяйства. Началась подготовка токарей для Салаватского машиностроительного завода, подготовка швей-мотористок для Ишимбайской трикотажной фабрики, продавцов для Башкирского Облпотребсоюза. С 1962 года в училище открылось вечернее отделение, которое занималось повышением квалификации операторов по переработке нефти Ишимбайского нефтеперерабатывающего завода.
Желающих поступить в РУ № 2 было достаточно. По словам бывшего директора Савина, приходилось осуществлять приём на основании результатов экзаменов по математике, русскому языку. Ежегодно принимали на учёбу воспитанников детских домов нашей Республики и Липецкой области. Почему именно этой области? Наверняка, по пресловутой разнарядке.
Почему-то раньше я думала, что не могли в то время работать грамотные преподаватели и мастера. Время было не то. Но ошиблась. Просматривая личные дела работников РУ № 2 ,увидела, что многие преподаватели получили хорошее образование в вузах Москвы, Ленинграда. А физкультуру вел молодой преподаватель с нетипичной для Башкирии фамилией – Ван Чук Чан. Скорее всего, кореец. Старожилы говорят, что Ван хорошо обучал ремесленников искусству бокса. В училище культивировался такой вид спорта – как конькобежный. До сих пор хранятся в подвале училища коньки старых образцов, так называемых «канадок».
В шестидесятые годы прославились наши выпускники-нефтяники. Сразу пятеро стали Героями Социалистического Труда (!!!). Напомню, в бывшем Союзе Героев Социалистического труда, воспитанников профессиональных училищ, было 110 человек. Из них - пятеро (пятеро!)- наши выпускники.
Вот их имена:
Аллаяров Ричард, выпускник 1943 года;
Файзуллин Мидхат, выпускник 1943 года;
Шакшин Анатолий, выпускник 1949 года;
Петров Григорий, выпускник 1950 года;
Герои социалистического труда, выпускник 1950 г. о своей рабочей биографии…
Буровой мастер Нижневартовского управления буровых
работ №2, Герой Социалистического Труда. Его бригада
в числе первых досрочно завершила десятую пятилетку.
Центральный Комитет Коммунистической партии Светского Союза горячо поздравляет вас с выдающимися трудовыми успехами... Ваш коллектив впервые в отрасли за 11 месяцев пробурил более 85 тысяч метров нефтяных скважин...
Из поздравительной телеграммы
Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева
членам буровой бригады Г.К.Петрова
- Я участник тюменской нефтяной эпопеи и этим бесконечно горжусь. Разве можно забыть первую скважину №500 на Шаиме и куст №69 на Самотлоре, где также бурили первую скважину!
Понюхать “свою” первую нефть, окунуть в нее свои руки – что может быть отраднее для буровика!
Как буровой мастер я сформировался в Тюмени, здесь поверил в себя, обрел опыт руководства бригадой, ту профессиональную смелость, без которой невозможно серьезное движение вперед. Но всегда добрым словом буду вспоминать работу в Башкирии, все то, что она мне дала.
Дождались и мы своего “звездного” часа на Самотлоре. 1973 год особенно мне дорог и памятен. В мае бригада установила рекорд месячной проходки, пробурив 10725 метров горных пород. На финише года мы получили приветствие Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л.И.Брежнева. В этом году мне было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ордена и медали получили все члены бригады.
Самотлор для моей бригады стал полигоном творчества, поиска смелых, порой фантастических решений. Только за семь самотлорских лет бригада пробурила полмиллиона горных пород!
(Из беседы с Г.К.Петровым на буровой)
“Моя жизнь, все, чем я сегодня горжусь и дорожу, - это и их рук дело, моих товарищей… Скажу одно: пока наша бригада будет коллективом соратников и буровиков по призванию, ей по плечу самые трудные задачи и испытания. И самое сокровенное, самое заветное мое желание – чтобы до самого последнего человеческого рубежа, до последнего для трудовой биографии я чувствовал рядом своих товарищей, их надежные рабочие плечи!
Я сам рабочий и большую часть жизни общался и трудился с такими, как сам. В другой роли представить себя не могу, да и нет такого желания. Мы – рабочий класс, самая великая созидающая и революционная сила земли, разве этого мало?! Рабочий – первый герой наших пятилеток, его руками заложены основы нашего благополучия и могущества страны”.
(Из книги Г.К.Петрова “Каждый становится героем”)
Как буровой мастер я сформировался в Тюмени, здесь поверил в себя, обрёл опыт руководства бригадой, ту профессиональную смелость, без которой невозможно серьёзное движение вперед. Но всегда буду вспоминать свою работу в Башкирии, всё то, что она мне дала.
Из книги Г.К.Петрова “Каждый становится героем”:
- “Моя жизнь,, всё, что чем я сегодня горжусь и дорожу, - это и их рук дело, моих товарищей. Скажу одно: пока наша бригада будет коллективом соратников буровиков по призванию, ей по плечу самые трудные задачи и испытания. И самое сокровенное, самое заветное моё желание – чтобы до самого последнего человеческого рубежа, до последнего дня трудовой биографии я чувствовал рядом своих товарищей, их надёжные рабочие плечи!
Я сам рабочий и большую часть жизни общался и трудился с такими, как сам.
В другой роли представить себя не могу, да и нет такого желания. Мы – рабочий класс, самая великая созидающая и революционная сила земли, разве этого мало?! Рабочий – первый герой наших пятилеток, его руками заложены основы нашего благополучия и могущества страны”.
Суздальцев Александр, выпускник 1953 года.
Готовясь к написанию сочинения, я обнаружила в одной из папок с архивным материалом пожелтевшую газету «Правда» от 8 января 1969 года. В ней помещен очерк о нашем знаменитом земляке, выпускнике, Герое Социалистического Труда – Петрове Григории.
Его бригада Шаимской конторы бурения, что находилась в Тюмени, установила всесоюзный рекорд – прошла за год пятьдесят тысяч метров глубоких скважин.
Григорий Кузьмич рассказывает о себе, о своем решении ехать в Сибирь для освоения нефтяных месторождений так:
«Работал буровым мастером в Башкирии. Дела у нас шли неплохо. Бригада была не на последнем счету. В Башкирии мастера известные. Вы, конечно, слышали о Ричарде Аллаярове, Анатолии Шакшине. Мы с ним, к слову, в одном ремесленном учились. Теперь оба они Герои Социалистического Труда. И тоже сибиряки».
Так, в 1964 году, Григорий Петров оказался в Сибири. Он узнал, что такое тюменское бездорожье, что такое урманы. Петрову припомнилось, как по пояс в воде переносили мешки с цементом, волокли трубы. Петрову Григорию Кузьмичу, как и его друзьям, было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.
Связь поколений не прерывается. Как-то накануне одного из юбилеев училища, местная газета провела опрос среди учащихся: «Учился ли кто из близких родственников в ПУ-21?» Семьдесят три процента учащихся подтвердили, что в стенах училища получили образование и специальность их родители, родственники.
«Мы как один в ремесленное шли», - так могут сказать жители деревни Подлесное, что в Ишимбайском районе. Семьи Столяровых, Вершининых, Пономаревых, Машковых, Недоспасовых получили рабочие профессии в ПУ -21. Заметьте, все жители деревни Подлесное - выпускники РУ № 2, ПУ № 21!
С судьбой ПТО на многие годы связали себя директора: Невинный М.А, эрудированный, энергичный, только благодаря его стараниям рядом с училищем было построено общежитие для сельских ребят.
С приходом Ибрагимова М.М., его помнят работники и учащиеся как строгого, принципиального, справедливого директора, изменился внешний вид училища, отремонтирован актовый зал, оформлены кабинеты, коридоры.
Трудные девяностые. Многочисленные реформы, неразбериха в экономике, безденежье, но коллектив, руководимый обаятельным, хозяйственным директором – Богдановым Р.Н., выстоял. Сумел улучшить свои учебно-производственные показатели.
Сегодня в ПУ -21 работают шестьдесят пять специалистов. Среди них девятнадцать мастеров, одиннадцать преподавателей. Из них три заслуженных работника образования Республики Башкортостан, два заслуженных мастера профессионального образования Республики Башкортостан, восемь отличников профессионального образования, один отличник народного образования Российской Федерации, двенадцать работников высшей категории, четырнадцать работников первой категории, восемь работников второй категории. Качественный состав виден. Училище в течение последних лет стабильно входит в двадцатку результативных училищ Республики.
В моем училище всегда приветствовались творческие люди! Это было и в далекие сороковые и в беспокойные девяностые. Вот на стенде фотография, с лихо отплясывающим башкирский танец парнем. А на этом снимке творческий коллектив РУ -2 в 1944 году на фестивале в Москве.
Говорят, что танцевальный коллектив училища был известен не только в г. Ишимбай, но и далеко за его пределами. И поэтому не удивительно, что трое наших выпускников в разное время были артистами знаменитого ансамбля народного танца имени Ф. Гаскарова. Даже на башкирском телевидении когда-то режиссером работал наш выпускник.
Но не надо думать, что всё это было в прошлом. У нас любят танцевать, петь. И мне всегда приятно, когда на сцене нашего Дворца культуры (и не только!) блистают наши самодеятельные артисты.
«Когда мы вместе – нам интересно!» Это девиз нашей огромной училищной семьи. Мне нравится, что наши мастера, преподаватели вместе с нами поют, танцуют, советуются. Совсем недавно мы болели за нашего преподавателя спецтехнологии, выступавшего на республиканском конкурсе «Учитель Года-2007». Первое место. Это не только её успех, это успех всего нашего училища. «Когда мы вместе – мы сила!». Это действительно так.
Выпускница 2010 года, Ишимбаева Адель
ДИРЕКТОРА УЧИЛИЩА
№ п/п
Ф И О
Годы работы
1
СМОЛИН И.М.
1940-1943
2
БАРСКИЙ И.З.
1943-1944
3
ШАРИФЖАНОВ Х.И.
1944-1947
4
БАСКАКОВ П.Н.
1947-1954
5
САВИН В.Ф.
1954-1970
6
НЕВИННЫЙ М.А.
1970-1983
7
ИБРАГИМОВ М.М.
1983-1994
8
БОГДАНОВ Р.Н.
1994-2009
9
ХАЛИМОВ В.С.
2009
В.Ф.Савин.
директор
РУ№2(1954-1970г)
После возвращения из Советской Армии в г Ишимбай в апреле месяце 1947 года, я по направлению Ишимбайского Гк Вкп/б) был принят на работу в Ремесленное училище №2, ныне СПТУ №21.
В этом училище я работал ровно 23 года. ( С апреля 1947 по апреля 1970г). В начале работал мастером производственного обучения группы помощником бурильщиков (один год), затем помощником директора по культурно-воспитательной работе (один год), после 1949г по март месяц 1954г работал (пять лет) заместителем директора по учебно-производственной части. С март месяц 1954 года по март месяц 1970г в течении 16лет являлся директором училища.
Ремесленное училище №2 нашего города было создан одно из первых в октябре 1940года . Первые занятия начались 1 декабря 1940г. Оно было призвано готовить молодых квалифицированных рабочих для надежной промышленности Башкирской АССР.
Трест “Ишимбай нефть” выделил для училища 2-х этажное деревянное здание постройки годов, в котором различались учебные . Во дворе училища имелись небольшие слесарные мастерски и кузница. Это была база для обучения учащихся.
Для проживания учащихся местные городские власти передали училищу бывшие здание Горсовет, которое и сейчас сохранилось на пр.Ленина около чулочно-носочной фабрики.
В первые годы училище комплектовалось за счет призыва молодежи из сельской местности, а к началу 50-х годов за счет добровольцев.
Бывшие желания были у молодежи поступить на учебу. Приходилось осуществлять прием на основании результатов экзаменов по математике и русскому языку. Ежегодно принимались на учебу воспитанники детских домов нашей республики и Липецкой области.
Преподавателями работали, в основном, лица со средним специальным образованием, а мастера в большинстве – практики.
Трудностями в подготовке кадров являлись отсутствие базы для обучения пом.бурильщиков, операторов по добыче нефти, электрогазосварщиков. Обучение их проводилось на предприятиях города Ишимбай, а затем и г. Салават. В учебном корпусе не было предметных кабинетов. Наука была оснащенность оборудованием мастерских.
В начале 50-х годов началось строительство нового типового здания, рядом со старым, рассчитанного на 400 человек. В него вошли общежитие, мастерские и учебные классы. В летние каникулы 1953г старое здание училища, из за ветхого состояния, было закрыто, опечатано, а новое здание еще полностью не было закончено особенно мастерские. Наступил новый учебный год. 1 сентября 1953г собрались учащиеся, педкаллектив. Начинать учебный процесс не было где. В эти дни директор училища Баскаков П.Н. вызвал начальника Башкирского управления трудовых резервов и Гуляева П.В, который прибыв в город, дал команду занять здание училища. На втором день строители ушли, оставив недостроенные мастерские.
В марте 1954 года приняв училище я столкнулся с большими трудностями. Новое здание плохо отапливалось. В подвале здания были установлены бойлеры в которые поступал пар с городской котельной. Пар в бойлерах нагревал воду, которая насосом подавалось во все отопительные приборы здания. Пар подавали по графику, а не постоянно, поэтому в помещение было холодно.
Другой трудностью было отсутствие городской канализации. Для училища во дворе были построенные две выгребные ямы, которые быстро наполнялись водой от столовой и внутренних туалетов. Только в конце 50-х годов, когда в городе появилось центральное отопление и канализация, нам удалось Собственными Силами подключить здание училища к центральному отоплению и канализации.
В начале 60-х годов сократили прием учащихся из сельской молодежи, что дало возможность общежитие переоборудовать в учебные классы и начать обучение в предметных классах.
Огромную работу в оборудование предметных классов проводили преподаватели Леонтьев К.П, Богомолов П.И, Газизов Х.Х, Хасанов С.Х, Загузов А.И, Плешков Н.П.
В это же годы стал увеличиваться план приема и выпуска учащихся. Пришлось начать подготовку кадров на только для нефтяной промышленности, но и для других отраслей народного хозяйства.
Салаватский машиностроительный завод выделил необходимое количество токарных, сверлильных, строгальных станков. Силами работников училища они были установлены в мастерских. Началась подготовка токарей для указанного завода.
Кроме этого, началась подготовка швей-мотористок для Ишимбайской трикотажной фабрики, продавцов для Башкирского облпотребсоюза.
С 1962 года в училище открылось вечернее отделение, которое занималось повышением квалификации операторов по переработке нефти Ишимбайского НПЗ, а также подготовка автомехаников для различных предприятий нашего города.
За 23 года моей работы в училище подготовлено более шести тысяч молодых рабочих, которые направлялись на предприятия городов Ишимбая, Октябрьского, Нефтекамска, Салавата. Среди выпускников тех лет стали Героями Социалистического труда Анатолий Шакшин, Григорий Петров.
В течение 16 лет моей работы директором училища, оно ежегодно выполняло план подготовки кадров, план изготовления изделий в мастерских и заработка училища в процессе производственного обучения на предприятии.
В училище я работал с замечательным, спаянным коллективом. Я вспоминаю многих работников, которые с душой работали вместе со мной. Это Харитонов Г.К,Леонтьев К.П.,Бакулич Л.И,Сулейманов Н.Г.,Тараосов А.И.,Ишимбаев Н.В.,Бухаров С.Н,Гарифьянова Ф.Д,Ярыгин Ю.Н.,Жукович А.Ф,Каримов А.С.,Чернигин В.П,Степанов М.Т,Лукин А.Я,Гусев М.Т.,Плешков Н.П,Зюськова Ю.И.,Газизов Х.Х.,Куравин П.А,Салихова Н.Т и многие другие.
Желаю педагогическому коллективу плодотворной работы в духе перестройки по обучению и воспитанию молодых рабочих.
Бывший директор училища, ветеран КПСС, войны и труда В.Савин